Анализ доходов и расходов пенсионного фонда РФ 2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Анализ доходов и расходов пенсионного фонда РФ 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Пенсионный фонд России (ПФР) – значимый социальный
институт страны, который выплачивает страховые, накопительные и другие виды
пенсий, а также выдает сертификаты на материнский капитал, реализует соцвыплаты
ветеранам и инвалидам, оказывает адресную помощь пенсионерам и софинансирует соцпрограммы
субъектов РФ и так далее.

Анализ бюджета пенсионного фонда РФ

Проведение анализа бюджетирования данного фонда страны предполагает проведение сравнительного анализа имеющихся доходов средств в фонд и текущих расходов.

В состав текущих вливаний в Пенсионный фонд страны входят объёмы поступлений страховых взносов в числе накопительного раздела бюджета, а также доходы, которые получены от поступления инвестиционных влияний в средства фонда.

К тому же принимается во внимание при определении доходов Пенсионного фонда объём поступлений выплат предпринимателей по состоянию на текущий момент времени проведения расчёта.

Суммарное исчисление поступлений в Пенсионный фонд составляет общий объём доходной части фонда на текущий год.

Основную часть расходов Пенсионного фонда составляет определённый объём выплат пенсий гражданам в текущем году.

При этом принимается во внимание объём выплат пенсий всех типов, включённых в сферу ответственности Пенсионного фонда страны.

Пенсионные выплаты, входящие в сферу ответственности различных ведомств в расходную часть Пенсионного фонда не включаются.

Что говорит закон о бюджете ПФР РФ

Основной закон, регламентирующий порядок формирования ПФР в 2019 году – ФЗ номер 363 от 5 декабря 2017 г. «О бюджете ПФР на 2019 г.». В него входит 8 статей:

  1. Ключевые характеристики бюджета ПФР на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  2. Основные администраторы доходов бюджета ПФР и основные администраторы источников финансирования дефицита бюджета ПФР.
  3. Внутренние финансовые источники для бюджета фонда.
  4. Бюджетные ассигнования бюджета фонда на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  5. Межбюджетные трансферты в ПФР.
  6. Особенности применения бюджетных ассигнований по обеспечению работы ПФР.
  7. Особенности применения бюджетных ассигнований бюджета ПФР в области социальной политики.
  8. Особенности реализации бюджетных средств фонда в 2019 г.

Рис. 1. Доходы и расходы бюджета Пенсионного фонда России 2013 — 2017 гг.

Необходимо отметить, что расходы Пенсионного фонда увеличились в 2016 г. на 2,1% по сравнению с 2015 г. Расходы были направлены на доплаты к пенсиям отдельных категорий граждан, на выплату страховых пенсий, пенсий по государственному обеспечению. Расходы на социальные выплаты увеличились на 15,2% и в общей сложности составили 7,3% в общем объеме расходов .

Чирков С.А. О развитии процедурно-правовых гарантий реализации права на пенсию // СПС «КонсультантПлюс», 2017.

Наибольший рост расходов по сравнению с 2015 г. отмечен по таким статьям бюджета, как выплата страховых пенсий, федеральная социальная доплата к пенсии и материнский капитал.

В процентном соотношении наибольшее увеличение расходов отмечено по следующим направлениям:

  • федеральная социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам;
  • компенсация транспортных расходов пенсионеров-северян при переезде из районов Крайнего Севера;
  • накопительная пенсия;
  • материнский капитал;
  • срочная выплата средств пенсионных накоплений участникам программы государственного софинансирования пенсии.

По итогам 2016 г. расходы бюджета Пенсионного фонда превысили доходы на 204,4 млрд рублей. Большая часть этих средств связана с переводом гражданами своих пенсионных накоплений из Пенсионного фонда России в негосударственные пенсионные фонды и, по сути, является дефицитной только технически .

  1. Ерохина Т.В. Современные проблемы законодательного определения правового статуса Пенсионного фонда России / Т.В. Ерохина // Социальное и пенсионное право. 2015. N 3. С. 17 — 23.
  2. Захаров М.Л. Формирование доходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: реальность и перспективы / М.Л. Захаров // Журнал российского права. 2009. N 6. С. 38 — 47.
  3. Зубанова О.Я. К вопросу о финансово-правовом статусе Пенсионного фонда Российской Федерации / О.Я. Зубанова // Ленинградский юридический журнал. 2015. N 4. С. 261 — 266.
  4. Калужский М.Л. Экономика Западной Сибири: Омская область: Учебное пособие / М.Л. Калужский, А.Р. Сараев. М.: Директ-Медиа, 2013. 697 с.
  5. Мачульская Е.Е. Пенсионные реформы в Европе: можно ли использовать опыт европейских стран в России? / Е.Е. Мачульская // Социальное и пенсионное право. 2017. N 1. С. 34 — 39.
  6. Поветкина Н.А. Правовой режим и значение суверенных фондов Российской Федерации / Н.А. Поветкина // Журнал российского права. 2016. N 6. С. 100 — 115.
  7. Слепцова Ю.М. Проблемы нормативного регулирования финансового рынка в Российской Федерации в части рынка субъектов коллективных инвестиций / Ю.М. Слепцова, Е.М. Шишканова, А.Б. Яковлев // Банковское право. 2017. N 5. С. 65 — 71.
  8. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы / В.И. Тресков. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 5. 176 с.
  9. Чирков С.А. О развитии процедурно-правовых гарантий реализации права на пенсию / С.А. Чирков // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
  10. Шарандина Н.Л. Стратегическое планирование как этап бюджетного реформирования / Н.Л. Шарандина // Финансовое право. 2015. N 1. С. 7 — 14.
  11. Шевченко Е.Е. Система бюджетных фондов по законодательству Российской Федерации / Е.Е. Шевченко // Финансовое право. 2017. N 9. С. 42 — 46.
  12. Яговкина В.А. Правовое регулирование предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета / В.А. Яговкина, Н.А. Чернышова // Финансовое право. 2016. N 12. С. 23 — 27.
Читайте также:  Компенсация за увольнение по сокращению штата в 2021 году

Анализ бюджета пенсионного фонда РФ

Проведение анализа бюджетирования данного фонда страны предполагает проведение сравнительного анализа имеющихся доходов средств в фонд и текущих расходов.

В состав текущих вливаний в Пенсионный фонд страны входят объёмы поступлений страховых взносов в числе накопительного раздела бюджета, а также доходы, которые получены от поступления инвестиционных влияний в средства фонда.

К тому же принимается во внимание при определении доходов Пенсионного фонда объём поступлений выплат предпринимателей по состоянию на текущий момент времени проведения расчёта.

Суммарное исчисление поступлений в Пенсионный фонд составляет общий объём доходной части фонда на текущий год.

Основную часть расходов Пенсионного фонда составляет определённый объём выплат пенсий гражданам в текущем году.

При этом принимается во внимание объём выплат пенсий всех типов, включённых в сферу ответственности Пенсионного фонда страны.

Пенсионные выплаты, входящие в сферу ответственности различных ведомств в расходную часть Пенсионного фонда не включаются.

Крупнейший дефицит с 2015 года

Все остальные предложения Президента России Владимира Путина по смягчению параметров законопроекта о пенсионном возрасте были также учтены при подготовке проекта бюджета ПФР (они будут оформлены как поправки ко второму чтению).

В тот период только в 1956 году впервые была представлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих, и членов их семей, в связи с введением в действие Закона от 14.07.56 г.

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Сотрудниками Фонда проводится также работа по изучению и обобщению практики применения нормативных актов, регулирующих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд, и внесению предложений в законодательные органы по ее совершенствованию. В компетенцию Фонда входит проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

Размер социальных пособий

В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.

Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:

  • по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
  • по беременности и родам – ​360 164 рубля за 140 дней;
  • по уходу за ребенком до полутора лет – ​31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.

Новые изменения несколько улучшат ситуацию и работники, зарабатывающие выше среднего, смогут претендовать на более высокие суммы пособий (Таблица 3).

Структура пенсионного фонда рф схема 2021

1. Установить, что остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2020 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2019 году на выплаты пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, предоставление материнского (семейного) капитала и другие социальные выплаты, на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, на компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в части шестой статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», направляются Фондом в 2020 году на те же цели, а также на выплату страховых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии в случае недостаточности в ходе исполнения бюджета Фонда бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование и на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, а также на ежемесячные выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, и на федеральную социальную доплату к пенсии в случае недостаточности в ходе исполнения бюджета Фонда бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на указанные цели, с соответствующим внесением изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.

2. Установить, что в случае, если суммы фактически поступивших в бюджет Фонда средств, подлежащих направлению в текущем финансовом году на осуществление доплат к пенсиям членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и работникам организаций угольной промышленности, превысят годовые объемы бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью бюджета Фонда, в целях реализации Федерального закона от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» и Федерального закона от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» вносятся соответствующие изменения в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.

Читайте также:  Многофункциональныe центры Омской области

Основными статьями расходов Пенсионного фонда являются:

— выплата страховых пенсий;

— социальные выплаты;

— выполнение иных функций ПФР и операции, связанные с перемещением пенсионных накоплений (со счетов фонда на балансы НПФ, управляющих компаний и т.п.);

— выплата государственных пенсий;

— расходование средств по Программе «Материнский капитал».

Размеры страховых взносов в бюджет ПФР в период с 2010 по 2017 отражены в таблице ниже:

Год Бюджет (трлн рублей)
2010 1,9
2011 2,8
2012 3,0
2013 3,46
2014 3,69
2015 3,86
2016 4,13
2017 4,42

В данной статистической выкладке можно отметить чрезвычайно низкий сбор страховых взносов в 2010 году (всего 41% от общего бюджета). Все дело в том, что до 2010 года включительно действовал старый тариф страховых взносов от работодателей, установленный на уровне в 20%. Собираемых таким образом средств явно не хватало, что вылилось в дефицит бюджета ПФР (превышение расходов над доходами) почти в 1,3 триллиона рублей. Из-за этого упомянутый тариф в 2011 году подняли до 26%.

Бюджет Пенсионного фонда РФ (ПФР)

Основными источниками формирования бюджета Пенсионного Фонда России (ПФР) являются поступающие средства в виде страховых взносов и межбюджетных трансфертов из государственного бюджета.

Закон о бюджете ПФ, являясь нормативным актом федерального уровня, поступает в Правительство РФ от страховщика, после чего вносится на рассмотрение Государственной Думы и, пройдя процедуру одобрения Советом Федерации, подписывается Президентом и принимается к исполнению.

  • В связи с экономическим кризисом и связанным с ним падением фонда оплаты труда, которое продолжается в настоящее время, а также сокращением количества рабочих мест дефицит бюджета ПФР продолжает увеличиваться.
  • Причем, конкретные цифры дефицита разнятся в изложении Минтруда, Пенсионного Фонда и заявлениях его главы А. Дроздова.

Но, несмотря на проблемы с наполнением бюджета, на следующий год запланировано проведение индексации пенсий на уровень инфляции. Такие же меры по повышению пенсионных выплат содержаться в проектах на 2018 и 2022 годы.

Согласно заявлениям, сделанным руководителем ПФР А. Дроздовым, в ближайшие три года индексирование пенсий будет производиться только на уровень роста потребительских цен. Апрельской дополнительной индексации, которая ранее проводилась в зависимости от доходов ПФР, может не быть по причине растущего бюджетного дефицита.

Анализ бюджета пенсионного фонда РФ

Проведение анализа бюджетирования данного фонда страны предполагает проведение сравнительного анализа имеющихся доходов средств в фонд и текущих расходов.

В состав текущих вливаний в Пенсионный фонд страны входят объёмы поступлений страховых взносов в числе накопительного раздела бюджета, а также доходы, которые получены от поступления инвестиционных влияний в средства фонда.

К тому же принимается во внимание при определении доходов Пенсионного фонда объём поступлений выплат предпринимателей по состоянию на текущий момент времени проведения расчёта. Суммарное исчисление поступлений в Пенсионный фонд составляет общий объём доходной части фонда на текущий год

Суммарное исчисление поступлений в Пенсионный фонд составляет общий объём доходной части фонда на текущий год.

Основную часть расходов Пенсионного фонда составляет определённый объём выплат пенсий гражданам в текущем году.

При этом принимается во внимание объём выплат пенсий всех типов, включённых в сферу ответственности Пенсионного фонда страны. Пенсионные выплаты, входящие в сферу ответственности различных ведомств в расходную часть Пенсионного фонда не включаются

Пенсионные выплаты, входящие в сферу ответственности различных ведомств в расходную часть Пенсионного фонда не включаются.

Классификация доходов по периодам

Размеры страховых взносов в бюджет ПФР в период с 2010 по 2017 отражены в таблице ниже:

Год Бюджет (трлн рублей)
2010 1,9
2011 2,8
2012 3,0
2013 3,46
2014 3,69
2015 3,86
2016 4,13
2017 4,42

В данной статистической выкладке можно отметить чрезвычайно низкий сбор страховых взносов в 2010 году (всего 41% от общего бюджета). Все дело в том, что до 2010 года включительно действовал старый тариф страховых взносов от работодателей, установленный на уровне в 20%. Собираемых таким образом средств явно не хватало, что вылилось в дефицит бюджета ПФР (превышение расходов над доходами) почти в 1,3 триллиона рублей. Из-за этого упомянутый тариф в 2011 году подняли до 26%.

Бюджетные средства фонда позволяют данной государственной структуре:

  • выплачивать страховое пенсионное обеспечение;
  • осуществлять социальные выплаты. Здесь имеются в виду доплаты льготникам, выплаты по уходу за лицами с инвалидностью и неработоспособными россиянами, компенсационные выплаты гражданам, проживающим в северных регионах, вложения в разные региональные программы;
  • выполнять другие функции и операции, которые связаны с перемещением пенсионных начислений (со счетов ПФР на балансы негосударственных фондов, УК);
  • выплачивать государственное пенсионное обеспечение (выплаты определенным группам россиян за выслугу лет – госслужащие, военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели). Также сюда относятся компенсационные выплаты гражданам, которые пострадали при выполнении воинского долга;
  • расходовать деньги по программе маткапитала.

Основные характеристики бюджета ПФР на 2019-2020 годы

Для граждан, выходящих на пенсию в ближайшие 2-3 года, бюджетная система РФ представляет практический интерес. Ведь в документы отражены показатели, влияющие на размер будущих материальных выплат.

Читайте также:  «Путинское» пособие в 2023 году: как получить выплаты на детей до трёх лет

Ниже в таблице представлены характеристики по годам (для сравнения приводится 2018 год), применяемые при расчетах на пенсионном калькуляторе.

Параметры 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Максимальный размер базы для начисления взносов в страховую часть пособий, тыс. руб. 1021 1129 1248
Фиксированная ставка к страховым дотациям, руб. 4982,9 5334,19 5686,25
СПК — цена одного ИПК, руб. 81,49 87,24 93,00

ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды (часть 2)

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — это система бюджетных учреждений, обязанностями которых относительно средств накопительной части трудовой пенсии в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации являются:

1. Создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица

В процессе исполнения данной обязанности объектом бюджетного учета выступают: средства единого счета бюджета, результат кассового исполнения бюджета, поступления в бюджет, выбытия средств бюджета, обязательства, финансовый результат текущей деятельности учреждения — (минус) расходы учреждения).

2. Осуществление инвестирования сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии

При исполнении данной обязанности, можно выделить, следующие объекты бюджетного учета ПФР: средства единого счета бюджета, результат кассового исполнения бюджета, поступления в бюджет, выбытия средств бюджета, финансовые вложения, расчеты с дебиторами, обязательства, финансовый результат текущей деятельности учреждения — (минус) Доходы учреждения).

Согласно данным фонда, в 2021 году на пенсионное обеспечение граждан выделено 8,347 трлн рублей – 87,2% от общей суммы расходов.

На ежемесячные выплаты федеральным льготникам (инвалидам, чернобыльцам, ветеранам и так далее) потребовалось 425 млрд рублей – 4,4%. На федеральные социальные доплаты до прожиточного минимума потребовалось 87,4 млрд рублей – 0,9%, отмечает Оксана Васильева, кандидат юридических наук, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ.

Кроме того, ПФР также выделял средства на выплаты за выдающиеся достижения и заслуги перед Российской Федерацией – 3,2 млрд рублей в совокупности в 2020 и 2021 годах. На пособие на погребение пенсионеров было выделено 343,5 млн рублей, на пособие по уходу за нетрудоспособными (инвалидами и пожилыми) – 57,2 млрд рублей. На пособие по уходу за детьми-инвалидами выделено 71,8 млрд рублей, на оплату проезда к месту отдыха и обратно граждан из районов Крайнего Севера – 4,7 млрд рублей. На предоставление материнского (семейного) капитала потрачено 443,2 млрд рублей.

Период дожития – это предположительное время, в течение которого после достижения пенсионного возраста выплачивается накопительная пенсия. Другими словами, это примерная продолжительность жизни пенсионеров. Срок дожития необходимо учитывать при расчете пенсии.

Для определения возраста дожития существует определенная методика. Она была закреплена в Постановлении Правительства РФ №531 в июне 2015 года и упростила расчет периода дожития.

Формула выглядит следующим образом: T = (Si × ei + Sj + ej / Si × Sj) × 12.

Значение переменных в формуле:

  • T – предполагаемый срок выплаты пенсионных пособий в месяцах;
  • Si – число мужчин, вступивших в пенсионный возраст;
  • Sj – женское население, вышедшее на заслуженный отдых;
  • еi – средняя продолжительность жизни мужской половины;
  • ej – предположительный срок жизни женщин.

Перед началом нового финансового года определяют предполагаемый средний возраст дожития для пенсионеров.

Обязательно проводится процедура сравнения новых показателей с предыдущими. Обновленные данные не могут быть меньше прошлых или в разы превышать их, говорит эксперт. Согласно подсчетам, на пенсионеров-долгожителей фонду ежегодно требуется от 300 до 500 млн рублей, отмечает Васильева.

Такие выплаты осуществляются из Фонда Национального благосостояния, который является частью механизма пенсионного обеспечения, предполагает Васильева. Он в свою очередь формируется за счет допсредств из федерального бюджета и также из фонда соцстрахования.

Источник выплат для предоставления социальных пособий нуждающимся гражданам во многом зависит от вида материальной помощи. К примеру, если речь идет о пособии при рождении ребенка, то для предоставления такого пособия задействуются средства федерального бюджета, добавляет Ким.

Основной закон, регламентирующий порядок формирования ПФР в 2020 году – ФЗ номер 363 от 5 декабря 2017 г. «О бюджете ПФР на 2020 г.». В него входит 8 статей:

  1. Ключевые характеристики бюджета ПФР на 2020 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  2. Основные администраторы доходов бюджета ПФР и основные администраторы источников финансирования дефицита бюджета ПФР.
  3. Внутренние финансовые источники для бюджета фонда.
  4. Бюджетные ассигнования бюджета фонда на 2020 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  5. Межбюджетные трансферты в ПФР.
  6. Особенности применения бюджетных ассигнований по обеспечению работы ПФР.
  7. Особенности применения бюджетных ассигнований бюджета ПФР в области социальной политики.
  8. Особенности реализации бюджетных средств фонда в 2020 г.

Анализ финансовой деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации

Формирование бюджета фонда осуществляется благодаря:

  • взносам по страхованию;
  • деньгам из государственной казны;
  • пеням и другим денежным санкциям;
  • прибыли от распределения (вложения) временно свободных финансов обязательного пенсионного страхования (ОПС);
  • добровольным взносам физлиц и фирм, которые уплачивают их не в качестве страхователей либо застрахованных граждан;
  • деньгам из резервного фонда;
  • денежным суммам, сформированным из накоплений застрахованных граждан, которым полагается срочная пенсия;
  • другим источникам, которые не запрещены законами РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *